При проведении строительно-монтажных работ повсеместно используются башенные краны и мачтовые подъёмники, которые подключены к электросети с глухозаземлённой нейтралью. В подобных сетях те металлические части, которые находятся под напряжением, необходимо заземлять – иначе работать будет небезопасно.
К примеру, заземление башенного крана по СНиПу 12-03-2001 производится соединением рельсовых путей крана с заземлителем. Благодаря этому заземляется весь корпус башенного крана. Заметим, первичное заземление осуществляется у силового трансформатора.
Заземлители искусственные и естественные
В качестве естественных заземлителей привлекаются пролегающие под землёй водопроводы, обсадные трубы, металлоконструкции, арматуры железобетонных конструкций зданий и сооружений, которые имеют соединение с землёй. Однако в качестве естественных заземлителей нельзя применять трубопроводы горючих/взрывчатых жидкостей и газов, трубопроводы с антикоррозийной изоляцией, оболочки кабелей из свинца или алюминия.
Заземление искусственное монтируется из стальных труб или уголков, забиваемых в грунт и соединяемых приваренными к ним полосами стали. При этом нужно брать трубы или уголки длиной 2,5-5 метров; диаметром от 35 мм, со стенками толщиной от 4 мм (трубы); размером не менее 63х63х4 мм (уголки).
Заземлители, соединённые между собой полосовой сталью толщиной от 4 мм и сечением от 48 мм², прикрепляются к рельсам крана. В качестве заземляющих проводников нужно применять только сталь. Если существует повышенная опасность коррозии – привлекать обмедненную или оцинкованную сталь.
Когда и зачем производят испытания заземляющих устройств
Современные краны и подъёмники для многоэтажного строительства в условиях ограниченной площади собираются быстро – при помощи автокрана и (или) монтажной обоймы. Основание башни монтируют в монолитном фундаменте посредством анкерных креплений или на опорной раме с балластом, либо устанавливают на ходовую раму крана.
Однако любой заново установленный кран для многоэтажного строительства может быть допущен к работе только после того, как было проведено его техническое освидетельствование и получено разрешение на эксплуатацию, записанное в паспорт крана специалистом Ростехнадзора.
Для выдачи этого разрешения инспектор Ростехнадзора обязан проверить всё, что так или иначе может повлиять на безопасность в работе крана или подъёмника. В том числе – наличие правильного устройства защитного заземления.
Насколько правильно оно выполнено, могут определить только уполномоченные на то сотрудники электролаборатории. Именно за их заключением заказчик и обращается, чтобы получить добро на эксплуатацию своей вновь смонтированной техники.
Данное обследование обязательно нужно производить не только после каждой новой сборки кранов, но и при плановых и внеочередных техобслуживаниях ПС (подъёмных сооружений). Периодичность этих ТО зависит от типа каждого конкретного оборудования; от нормативных требований к нему и условий его эксплуатации.
Как проводятся испытания заземляющих устройств
Испытание заземления крановых путей можно произвести только при помощи профессионального специального прибора типа MRU-101, работающего в диапазоне от 9,99 Ом до 0,1 кОм, с погрешностью менее 2%.
Для выведения достоверных результатов показатели замеров умножаются на корректирующие коэффициенты, зависящие от конкретного состояния грунта, климатических особенностей местности, конфигурации и типа заземляющего устройства.
Замер показателей заземления производится посредством создания искусственной цепи электротока через проверяемый контур. Это делается так: устраивается дополнительный контур заземления рядом от испытуемым. Оба контура подключаются к одному источнику напряжения. Когда электрический ток проходит через тестируемое устройство, прибор фиксирует в нём падение напряжения (при помощи зонда).
Что получает заказчик по результатам испытаний
После проведённых испытаний для заказчика составляется технический отчёт с протоколами проверки. В профессиональных кругах его также называют актом проверки заземления.
В этом документе фиксируется, что сопротивление переходных контактов соответствует нормам, подъёмное оборудование заземлено должным образом, а величины измеренного переходного сопротивления контактов заземляющих и нулевых проводников элементов электрического оборудования находятся в полном соответствии с нормами ПУЭ и ПТЭЭП.
Но главный результат данных испытаний – это уверенность в том, что защитное заземление работает должным образом, надёжно обеспечивая электробезопасность не только крановщика, но и остальных работников стройки.